DRAMA PLAY AS PART TEACHING CURRICULAR

Наверное, нет такой русской школы за рубежом, где бы педагоги не использовали в своей работе театрализованную деятельность. А в условиях двуязычия или билингвальной среды детский театр приобретает особую актуальность как универсальное средство воспитания, эффективный инструмент обучения русскому языку.

 

Театральная деятельность традицинно определяется как эффективное средство языкового развития ребёнка. Практика показывает, что помимо самих уроков именно театр позволяет сохранить русский язык и усиливает мотивацию к его изучению. В игровой форме происходит ускоренное овладение языком, а занятия в театральных студиях способствуют развитию речи, обогащению словарного запаса, формированию хорошей дикции, развитию выразительности и повышению культуры слова.

 

Модель театральной студии школы «Олимп» основана на триаде «педагоги – родители – дети» и пронизывает весь педагогический процесс, построенный на общеизвестных дидактических принципах, характерных для билингвальной среды:

 

- Принцип психологической комфортности, т.е. создание условий, в которых дети чувствуют себя «как дома», снятие стрессообразующих факторов, ориентация детей на успех и, главное, ощущение радости, получение удовольствия от самой деятельности.

 

- Принцип творчества (креативности), предполагающий максимальную ориентацию на творческое начало, приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (упражнения по технике речи, игры, направленные на развитие творческой фантазии, умение сочинять небольшие рассказы и сказки, театральные этюды).

 

- Принцип вариативности, предполагающий развитие у детей-билингвов не только творческого, «изобретательского» мышления, но и тренировку способности спокойно относиться к тупиковым ситуациям, умение искать выход из трудного положения.

 

В условиях двуязычия детские театральные постановки требуют предварительной подготовки с использованием различных видов деятельности, в которых дети разного возраста могли бы быть полноправными участниками. Принцип организации театральных постановок строится на смысловых моделях. Стержнем каждой такой модели является игровая тема, которая становится смыслообразующей для различных вариантов театрализованной деятельности. Вокруг игрового сюжета педагог выстраивает содержание различных видов деятельности, организует совместное творчество с детьми разного возраста, предлагая доступные задания в соответствии с языковой подготовкой каждого ребёнка. Так, в придумывании сюжетов предстоящих театральных этюдов активное участие принимают, как правило, ученики 3-5 классов, а ребята помладше постепенно вовлекаются в игру, в которой им предлагаются посильные задания, связанные с движением, исполнением доступных для них ролей (Зайчики, Котята, Медвежата и т.д.). Кое – что необходимое для спектакля ребята могут изготовить своими руками (например, сделать маски из бумаги, украсить платочек или фартучек для матрёшки). Ребята постарше могут познакомиться и историей русских костюмов и попутно поработать над лексическими значениями слов, а также попробовать свои силы в исполнении маленьких театральных этюдов. Особенной популярностью пользуются у старшеклассников импровизации на различные темы:

 

«Если бы я был популярным актёром или телеведущим»

«Если бы я был известным спортсменом»

«Если бы я был родителем детей моего возраста»

 

Как правило, моделирование игровых ситуаций подводит детей к постановке спектакля или школьного праздника. Сначала детям-билингвам лучше предложить для обсуждения и дальнейшего обыгрывания стереотипные ситуации, закреплённые в русской культуре как известные обряды или традиции, например, празднование дня рождения или встречу Нового года, весенние праздники. Именно бытовые, традиционные события, наблюдаемые детьми – билингвами, имеют опору на их собственный опыт и дают наиболее богатую пищу для воображения.

 

Игровые задания для новогоднего праздника:

 

1. Написать сочинение «Новогодняя сказка».

2. Придумать и рассказать (нарисовать), как разные сказочные герои встречают Новый год.

3. Придумать, о чём беседуют ёлочные игрушки на ёлке?

4. Придумать, какой подарок можно подарить самому Деду Морозу?

 

Игровые задания для весеннего праздника (эта модель чрезвычайно удобна для серии занятий по культуре поведения):

 

1. Как подобрать (изготовить) и упаковать подарок для мамы.

2. Как преподнести подарок маме.

3. Как мама должна его принять, какими словами поблагодарить.

 

Таким образом, предложенные опорные модели, на основе которых можно «конструировать» игровые сюжеты для сценариев школьных праздников и постановок спектаклей, позволяют организовать работу с детьми – билингвами и дают новый толчок для творческого поиска.

 

Ольга Старченко

(завуч школы «Олимп»)